Всё началось летом 1989 года. Уже случились перестройка и гласность, уже повеяло свободой: робко печатались запрещенные книги, громко заявлял о себе русский рок, вышедший из подполья... Однако Коммунистическую партию (со всеми ее ЦК, горкомами, парткомами и другими прибамбасами) никто пока не отменял. Любое свежее начинание могли легко «приостановить» да еще и по шапке дать, чтоб не высовывались. В такие переходные времена существовал Советский детский фонд имени... ну, разумеется, В.И. Ленина. Как у любой уважающей себя организации, имелся у него печатный орган — еженедельная газета «Семья». И раз в месяц на ее центральную вкладку выезжал «Трамвай № Мы» — так называлась детская газета «Семьи». За безопасностью движения этого диковинного транспорта, а попросту говоря, за литературным наполнением и художественным оформлением, следили поэт Тим Собакин и художник Александр Артемов (в миру А. Иванов и А. Гланц). Однажды руководство фонда приняло судьбоносное решение: вместо детской газеты выпускать с 1990 года два новых журнала — для младших школьников и для старшеклассников. Так появился «Трамвай».Получилось в итоге нечто совсем недетское, но для детей. В начале 90-х, на фоне унылых импотентских «Мурзилок» с «Веселыми картинками» это издание казалось какой-то волной свежего воздуха, чуть ли не андеграундом. Судя по содержимому, делали его некие юродствующие интеллигенты (в числе прочих, там печатались Шендерович, Петрушевская и Иртеньев), не чуждые мистике и диссидентству. Многие истории заставляли читателя взглянуть на известные вещи с новой точки зрения, иногда идущей вразрез с общепринятой.На страницах журнала поднималось много совсем недетских вопросов, но благодаря детскому, иногда абстрактному взгляду на вещи, всё было понятно и совсем не скучно. Прикрываясь детскими стишками и приколами, авторы журнала продвигали постмодернистские и мистические идеи, знакомили с авангардным искусством, доступным языком объясняли принципы христианства, герменевтики, квантовой физики и высшей математики. Благодаря довольно смелым ходам редколлегии детишкам разжевывались и подавались готовыми темы, на которые не принято было говорить на людях (проституция, вещества, и т. п. … ну ты понел). Детей знакомили с творчеством полузапрещенных и недоразрешенных в СССР писателей (многие произведения, негласно запрещённые в Советском Союзе, впервые публиковались именно на страницах «Трамвая»), такого мощного, ошеломительного и весёлого потока новой литературы не было ни в одном детском журнале того времени.