СЕКРЕТ ПОЛИШИНЕЛЯ.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Автор Тема: немного о садовом дизайне  (Прочитано 1996 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ИскраАвтор темы

  • Старейшина
  • **
  • Благодарности 3133
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2701
немного о садовом дизайне
« : 22 Июнь, 2012, 16:11:40 »

Немного о садовом дизайне

Нет двух совершенно одинаковых участков земли. Каждый имеет свою собственную “физиономию”, свои сильные и слабые стороны. В старом саду с высокими деревьями и на вновь осваиваемом участке, открытом солнцу, болотистом или изрезанном оврагами, условия для цветника окажутся далеко не равными.
Хотелось бы предостеречь сразу от некоторых ошибок. И первая из них - это желание как можно больше места занять цветами. Для малого сада как нельзя точно подходит выражение - “лучше меньше, да лучше”: безудержное изобилие даже самых красивых растений может только повредить общему впечатлению.
Цветы - сильнейшее средство, помогающее организовать участок, подчеркнуть главное, замаскировать неудачи, направить движение в нужную сторону, наконец, разнообразить и украсить весь сад. Плохо, когда они равномерно рассеяны повсюду или высаже-ны в случайных местах и так, что не могут полностью проявить себя. Поэтому в первую очередь досконально изучите свой участок: достаточно ли он освещен, хорошо ли проветривается, каковы почва и уровень грунтовых вод, рельеф поверхности и возможность регулярного полива, - подходит ли все это цветнику вашей мечты.
Во-вторых (а может быть, и “в-главных”), тщательно изучите сами растения - решительно все, что относится к ним, и как к “материалу” в палитре цветовода, и как к живым организмам с их возможностями и слабостями, с их требованиями и “характером” . И только тогда выбирайте единственно подходящие для ваших условий.
В-третьих, познакомьтесь с законами восприятия цветовых сочетаний и с приемами составления гармоничных композиций. Это поможет вначале создать эскиз-идею цветника, потом - более детальный его план и, наконец, осуществить его в натуре.
В основе гармоничных композиций лежит контраст. В цветнике создать его можно разными приемами. Сочетанием формы и размера листвы соцветий, сочетанием окраски цветков или плодов и создаются колористические контрасты. Сменяя друг друга, растения в цветнике должны обеспечивать продолжительный цветовой эффект - желательно “от снега до снега”.
Глубокая тень подчеркивает форму растений; легкая, прозрачная - придает им воздушность; падающая тень служит выявлению пространственной характеристики цветника. Продуманным размещением света и тени можно достичь большей выразительности и целостности композиции и одновременно выявить цвет.
Магическая сила цвета
Мы должны помнить, что в природе ни один цвет не выступает изолированно - всегда рядом с другими и во взаимодействии с ними и со средой. Порой это настолько сильно влияет на восприятие, что может исказить впечатление от цвета. Всем знакома последовательность цветов в спектре (красный- оранжевый- желтый- зеленый- голубой- синий- фиолетовый) и, соответственно, деление на “теплые” и “холодные” тона. Их воздействие на человека отвечает ощущению тепла и холода. Активные, возбуждающие цвета “теплой” гаммы (первая половина спектра) создают бодрое, радостное настроение. Все оттенки “холодной” гаммы - от зеленого до фиолетового - это пассивные, успокаивающие тона. На особом месте стоит белый цвет, вбирающий в себя всю радугу красок. Глухой черный и серый вызывают подавленность и неуверенность.
При сопоставлении в цветнике “теплых” и “холодных” тонов и возникает цветовой контраст, так же как при размещении рядом противоположных цветов спектра: красного и зеленого, желтого и синего. Но слишком резкий контраст, чересчур яркий блеск вызовет утомление зрения, слишком слабый - заставит глаз напрягаться, отличая один от другого. Существуют поэтому определенные пропорции в соотношении цветовых пятен: насыщенные, яркие составляют пятую-шестую часть от общей массы, остальное приходится на спокойные, малонасыщенные, благодаря чему достигается общая уравновешенность.
Универсального рецепта сочетания попросту не существует. Тем не менее цветник можно строить на преобладании одного цвета - доминанты композиции, либо на контрастном сопоставлении разных цветов, но при этом их размещение рядом должно смягчаться переходом одного к другому через промежуточные тона. Например, при классическом сопоставлении синего и желтого рядом с желтыми следует посадить цветы кремовых, золотистых, розоватых оттенков, около синего - ряд фиолетовьгх оттенков, постепенно приближая их к синему. В месте соприкосновения контрастных тонов на их границе с той же целью вводят белые цветы.
Важно учитывать и взаимоотношения растений с фоном. Чаще всего в качестве фона выступает зелень травы и листьев, зеленый цвет успокаивает, уравновешивает любую яркую композицию. Совсем другое дело - стена дома: на фоне красного кирпича эффектнее будет выглядеть холодный сине-голубой цветник. На темном фоне синие тона как бы отступают, на светлом - зрительно приближаются. На фоне белой оштукатуренной стены уместнее растения с темно-зеленой листвой и с цветами оранжевой теплой гаммы.
При размещении цветника необходимо учитывать основные точки его обозрения - из окон дома, с веранды, со скамьи в саду, при движении по садовой дорожке. Нередко цветник замыкает собой наиболее эффектную перспективу в саду. Нужно помнить, что в отдалении цвет изменяется, предметы словно обволакиваются легкой прозрачной дымкой. Чтобы усилить этот эффект, на заднем плане размещают цветы сине-голубых оттенков, на переднем - теплых, золотисто-желтых, красно-оранжевых.
Темные, насыщенные по тону растения создают ощущение устойчивости, если их разместить ближе к основанию цветника; и наоборот - композиция утратит свою стабильность, если темные растения высадить сзади, а светлые - на переднем плане. Самый яркий цвет - оранжевый, смесь желтого и красного зрительно приближает цветник и делает его объемным, в то время как фиолетовые и сине-голубые оттенки создают иллюзию его удаления.
Желтые цветы кажутся больше и ближе, чем на самом деле. Желтая группа является фокусной точкой сада, остальные его части играют подчиненную роль. Но непродуманные, хаотично расположенные посадки этого цвета могут разрушить баланс, внося ощущение беспокойства.
Горячие сочетания возникают на основе насыщенных оттенков. Здесь нет места пастельным тонам и возможны лишь несколько мазков серебристо-серой листвы. Желтый, оранжевый и красный плавятся на фоне зелени.
Холодные колористические схемы включают голубые, лавандовые, розовые, бледно-пурпурные, лимонные и кремовые окраски. Серебристые тона листвы стахиса и полыни будут как нельзя более полезны
Прежде чем "отрезать"
1. Изобразите на бумаге размеры и форму плана цветника, для которого вы определили место в плане сада, в масштабе, который вам удобен. Сделайте эскиз цветового сочетания, причем несколько вариантов с тем, чтобы было из чего выбирать. Необходимо ориентироваться на реально существующие оттенки. В получившейся композиции можно наметить цветовую доминанту и приближенно определить удельный вес всех колеров.
2. Обведите границы цветовых пятен и перенумеруйте их. Представьте теперь высоту растений и нанесите их на пятна так, чтобы при восприятии композиции цветы не мешали друг другу. В клумбе высота растений обычно возрастает к центру,у бордюра к фону.
3. Составьте список растений, из которых вы хотите создать цветник. Не увлекайтесь количеством видов и сортов! Номер растения в списке должен соответствовать номеру цветового пятна на плане. Проверьте экологическую совместимость растений, так чтобы не оказались рядом, скажем, вереск, предпочитающий кислые почвы, и гипсофила, требующая известь.
4. Выполните на кальке три эскиза одной и той же композиции для разных времен года: лета, весны и осени, чтобы представить, как будет выглядеть цветник в разные сезоны.
5. Теперь наложите кальки одну на другую. Часть цветовых пятен заменится либо коричневым тоном (земля), либо зеленым - цвет листвы. Продумайте, чем вы сможете заменить отцветшие растения или закрыть обнажившиеся стебли.
6. Дальше вам предстоит длительная корректировка, “подгонка” вашей композиции, Для опытного цветовода, хоро шо знающего растения, это не представит большой трудно сти. Он может и вообще не пользоваться такой методикой полностью, сразу прикидывая сочетания растений и представляя их в цветнике.
Но окочательный чертеж цветника лучше иметь всем, особенно если у вас много составляющих. К тому же вычерченная в масштабе схема даст возможность подсчитать количество посадочного материала.
И еще пару слов
Разбивку, так же, как и посадку растений, проводят от центра к краям. В центр высаживаются крупные растения, к периферии высота их уменьшается. Для цветника подбирают растения с приблизительно одинаковыми требованиями к почвенным условиям, увлажнению и освещению. Иногда вызывает затруднение количество растений, необходимое и достаточное для заполнения отведенного им места. За некоторым исключением можно опираться на следующие данные. На 1 кв.м. достаточно 1 - 3 крупных и высокорослых растений, 5 - 7 среднерослых и компактных, 7-11 низкорослых, 30 - 55 почвопокровных. Чтобы цветник выглядел естественно, принято в одну группу высаживать нечетное количество растений и желательно асимметрично, если это нерегулярная клумба. Но и в ней растения размещают в шахматном порядке. Ровные рядочки или окружности просматриваться не должны. Растения размещают на некотором расстоянии друг от друга, чтобы оставалось место для их роста. Быстроразрастающиеся растения не следует сажать рядом с медленнорастущими, так как последние очень скоро будут угнетены и могут погибнуть. Вообще старайтесь не использовать агрессивные формы, особенно в относительно небольших цветниках, отдавайте предпочтение цветам с умеренными темпами разрастания.
Контуры будущего цветника обозначают натянутым шнуром, дерн внутри контура снимают и выбирают оставшиеся корни. Почву перекапывают примерно на 30 см, крупные комья измельчают. Если почва тяжелая, глинистая, в нее добавляют компост или хороший перегной, песок, торф, немного золы или костной муки; если песчаная или супесчаная - торф, компост и по возможности суглинок. Из почвенной смеси формируют земляную подушку, возвышающуюся над уровнем дерна на 10 см (своеобразная грядка). Грунтовую смесь выравнивают и утрамбовывают. После того как почвенная подушка сформирована, переходят к разбивке собственно цветника. Острым колышком на поверхности подушки намечают границы размещения той или иной культуры, переходы между которыми должны быть плавными. На обозначенные участки сажают рассаду или деленки. Не следует стремиться пересаживать старые растения на новое место большим кустом. Они хуже приживаются, выбиваются из общей картины цветника, а потому теряют свою декоративность. Если растение разрослось, его лучше поделить, очистить от старых, отмерших или, возможно, больных корней и стеблей, обработать для профилактики раствором марганцовки, а свежие срезы присыпать толченым углем.
Аккуратный, законченный вид цветнику придают хорошо обозначенные, даже подчеркнутые границы. Для этого могут быть использованы самые разные приемы и материалы. Традиционно по краю выкладывают некрупные природные камни, выставляют специально предназначенные для цветников низкие каменные, керамические, деревянные или пластмассовые бордюры или просто пластиковые ленты (что, впрочем, не очень красиво и долговечно). Неплохо выглядит отсыпка по краю узкой полосы цветного песка или гравия (лучше смотрится речная или мелкая морская галька, хуже - дробленый известняк или гранит). Если нет ни того, ни другого, можно просто ровно обрезать края дерна. Но прежде чем устраивать цветники, следует определить для себя, сколько времени вы можете потратить на уход за ними. Наиболее сложны и требуют больших затрат ковровые клумбы, бордюры, арабески, цветники из летников. Меньше хлопот доставляют миксбордеры из неприхотливых, хорошо подобранных многолетников. Однако все цветники, даже составленные из самых нетребовательных растений, требуют ухода. Это регулярный полив, удаление сорняков, подкормка органическими и минеральными удобрениями, обрезка и при необходимости подсадка или замена растений. Для подкормки органические удобрения - коровяк или компост - раскладывают на почву между растениями; комплексные минеральные удобрения вносят в жидком виде, желательно при этом избегать попадания раствора на растения. Не следует перекармливать их, чтобы не спровоцировать излишнее разрастание зеленой массы в ущерб цветению.
И последнее..
Прополка сорняков не самая увлекательная работа в саду. Чтобы ее упростить, нужно замульчировать цветник торфом, древесной щепой или опилками. Мульчирование не позволяет разрастаться сорнякам, препятствует испарению влаги. Улучшается и структура почвы. Разлагаясь, мульча дополнительно привносит в нее органическое вещество. Оптимальный вариант полива - мелкодисперсное дождевание с помощью поливальных систем. При отсутствии таковых пользуются шлангом с распылительной насадкой или простой лейкой. Поливают в нежаркое время дня по мере необходимости. Не следует допускать сильного пересыхания почвы даже на небольшой период времени. После отцветания растения утрачивают известную долю декоративности. Чтобы цветник выглядел опрятно, усохшие цветоносы удаляют. Это улучшает внешний вид цветника, препятствует осыпанию созревших семян, в некоторых случаях стимулирует по
вторное цветение.
Записан
Я Plamya, танцующее на перекрестках Вселенных!

ИскраАвтор темы

  • Старейшина
  • **
  • Благодарности 3133
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2701
Re: немного о садовом дизайне
« Ответ #1 : 20 Июль, 2012, 06:05:32 »

Идеи для оформления беседок.







Записан
Я Plamya, танцующее на перекрестках Вселенных!