СЕКРЕТ ПОЛИШИНЕЛЯ.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Автор Тема: Просто интересно!  (Прочитано 574997 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Ириша

  • Заслуженный Старейшина
  • ***
  • Благодарности 5520
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3834
  • позитив - это важно!
Re: Просто интересно!
« Ответ #615 : 18 Февраль, 2015, 13:31:00 »

ну вот, сижу и плачу toska
Ната,  uteshaet uteshaet, я с тобой toska
 poseluy2
Записан

Nika

  • Кандидат в Старейшины
  • *
  • Благодарности 3447
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 1248
  • Я дышу и значит я люблю, я люблю и значит я живу.
Re: Просто интересно!
« Ответ #616 : 18 Февраль, 2015, 17:44:10 »

Девочки, не плачьте  poseluy2 poseluy2 я вас  obyatie obyatie obyatie
Ириша, спасибо за статью  ulybka5
Записан

Веселина

  • Алмазный Столп
  • *****
  • Благодарности 59760
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 12300
  • Счастье это просто
Re: Просто интересно!
« Ответ #617 : 18 Февраль, 2015, 18:16:04 »

ну вот, сижу и плачу toska

И поглаживай. ulybka5 Наточка, obyatie obyatie obyatie obyatie obyatie poseluy
Записан
Книга "Скажи жизни "Да!"
Сейчас общаюсь на форуме под ником Юлия

Nata

  • Алмазный Столп
  • *****
  • Благодарности 12779
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15233
Re: Просто интересно!
« Ответ #618 : 18 Февраль, 2015, 18:53:59 »

Хорошо, что вы есть poseluy2 obyatie

Туся

  • Старейшина
  • **
  • Благодарности 4622
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2250
Re: Просто интересно!
« Ответ #619 : 19 Февраль, 2015, 23:28:11 »

Записан

Ириша

  • Заслуженный Старейшина
  • ***
  • Благодарности 5520
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3834
  • позитив - это важно!
Re: Просто интересно!
« Ответ #620 : 19 Февраль, 2015, 23:45:48 »

о закрутили sharynalob без 100 грамм не разберешься! nasmeshka
Записан

Agni

  • Рубиновый Столп
  • **
  • Благодарности 13274
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 7931
Re: Просто интересно!
« Ответ #621 : 20 Февраль, 2015, 22:30:46 »

ОБРЯД "ПЕРЕПЕКАНИЯ" РЕБЕНКА

Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше...

Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются.

Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. Зачем? — Вот об этом и поговорим.

Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.

Печь, как уже упоминалось, в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.

При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри.
Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.

Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня.
В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.

Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.

Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь.

Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» — и с этими словами двигала лопату в печь.

Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи.

Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.

Существует детальное описание обряда «запекания» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершается «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери .

«В глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остается с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно. – Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка – Я, кума – (называет себя по имени) – Более никого? продолжает спрашивать первая – Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая – Так ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка – Рада бы бросить да не могу, слышится из избы – Да почему? – Если выкину ее поганую, то и дите-чадо прийдется выкинуть: она у нем сидит – Да ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы».

После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает: « – А что ты, кума, делаешь? – Сухотку запекаю <…> – А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку – А чтож? – отвечает баба, - и Ванькю не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить – Ее запекай, а Ваньку мне продай».

Затем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дитя. Это повторяется трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери.

Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья - мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы

Дореволюционный этнограф и краевед В.К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет:

«Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, согласно исследованию другого этнографа П.В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто».

Во время всей этой процедуры читала ряд наговоров.

Вариантов обряда перепекания было много. Иногда ребенка обмазывали тестом, лопату с ним проносили над тлеющими углями или сажали в остывшую печь. Но было у всех и общее: обязательно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Возможно, в этой языческой процедуре следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов - очищение огнем.

А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая мобилизует организм на борьбу с болезнью. Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепекания» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь.

Случалось, что ребёнок умирал, когда его еще не успевали отвязать от лопаты. При этом свекровь на плач снохи говорила:

«Знать, ему не жить, а кабы перенес, так стал бы, знаешь какой крепкий после этого»…

Следует отметить, что обряд «перепекания» возродился в советское время. По воспоминаниям жителя села Ольховки В.И. Валеева (1928 г.р.), «перепекали» и его младшего брата Николая. Произошло это летом 1942 года. Брат его был не только худосочен, но к тому же криклив и капризен. Врачей в селе не было.

Собравшийся «консилиум» из бабушек поставил диагноз: «На нем - сушец». Назначен был единодушно и курс лечения: «Перепекать». По словам Валеева, его мать посадила брата (ему шел шестой месяц) на широкую деревянную лопату и несколько раз «сажала» Николая в печь. Правда, печь уже основательно остыла. А в это время свекровь бегала кругом избы, заглядывала в окна, стучала в них и несколько раз спрашивала: «Баба, баба, что печешь?». На что сноха неизменно отвечала: «Сушец пеку».

По мнению Владимира Ионовича, его брата лечили от худосочия. До сих пор Николай здравствует, чувствует себя прекрасно, ему более 60 лет.

Давно замечено, что в тяжелые годы испытаний и лихолетья, когда у людей постепенно теряется всякая надежда на выход из создавшегося положения, когда нависает какая-нибудь страшная опасность, из глубины веков вдруг начинают всплывать, казалось бы, давно забытые обряды и обычаи. Люди как бы внезапно вспоминают, как поступали их деды и прадеды в аналогичных ситуациях.

Русских печек становится все меньше. Детская смертность, что ни говори, гораздо ниже, чем в стародавние времена, но больных детей рождается всё больше...
Младенцев в наши дни не перепекают (разве что кладут в инкубатор).

Зачем же вспоминать «старину седую»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку?
Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.

Таким образом, помещение ребенка в печь, помимо сжигания болезни, могло символизировать одновременно:

повторное «выпекание» ребенка, уподобленного хлебу, в печи, являющейся обычным местом выпечки хлеба и одновременно символизирующей женское чрево;

символическое «допекание» ребенка, «не долеченного» в материнской утробе;

временное возвращение ребенка в материнское чрево, символизируемое печью, и его второе рождение;

временную смерть ребенка, его пребывание в ином мире, символизируемом печью, и возвращение в этот мир.
...Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек...

Записан
Местное хулиганьё.

Слава богу, я все ещё шайн брайт лайк э даймонд.

Верь. Доверяй. Грей. Благодари. Не думай о том, что может быть, — только о том, что здесь и сейчас, в огне и воде, под звездами.
Мой Instagram

АннЛайн

  • Ветеран
  • *****
  • Благодарности 3003
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 985
Re: Просто интересно!
« Ответ #622 : 21 Февраль, 2015, 20:29:58 »

Анюта, poseluy2. Мне бабушка тоже рассказывала про это. Благодарю!
Записан

Туся

  • Старейшина
  • **
  • Благодарности 4622
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2250
Re: Просто интересно!
« Ответ #623 : 21 Февраль, 2015, 21:11:14 »

Агни, Аня,очень интересно, благодарю poseluy2
Записан

Милица

  • Ветеран
  • *****
  • Благодарности 1632
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 816
  • Ошибаться - человечно, прощать - Божественно.
Re: Просто интересно!
« Ответ #624 : 21 Февраль, 2015, 22:52:52 »

Agni, благодарю  poseluy2 не знала об этом обряде.
Очень познавательно. svety
Записан

Ириша

  • Заслуженный Старейшина
  • ***
  • Благодарности 5520
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3834
  • позитив - это важно!
Re: Просто интересно!
« Ответ #625 : 22 Февраль, 2015, 09:07:53 »

«Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, согласно исследованию другого этнографа П.В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто».
Девочки, а я так живо представила себя в виде ребенка, у которого связано тело, накрыто тело и лицо чем-то влажным противным (тесто) только рот открыт, темно страшно, куда-то вталкивают и потом страшно вдыхать горячий воздух...достают, и почти сразу я слышу чавкание и хруст ( собачка кушает)

Почему-то не понравилось... neznayu

Вспомнилось, что в старину рожали в натопленной бане, распаренная роженица рожала легко, малыша принимали в горячем, сразу окунали. Это на Руси. У северных народов - те рождались в мороз и малышей сразу в снег-мороз.
Смертность была минимальной.
 poseluy2 poseluy2 poseluy2
Записан

И р а

  • Платиновый Столп
  • *
  • Благодарности 12266
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 6548
  • Всё есть
    • Эксклюзивные вязанные вещи
Re: Просто интересно!
« Ответ #626 : 24 Февраль, 2015, 13:12:44 »

Как-то на днях случайно (как всегда  nasmeshka) наткнулась на фото с показа моды весна-лето 2015 от итальянского модного дома Valentino. Вот что пишут: "Дизайнеры марки Мария Грация Кьюри и Пьер Паоло Пиччоли вновь устроили настоящий праздник высокой моды. В показе отразилось несколько тем: первая - это славянский национальный костюм с невероятными вышивками, фасонами в виде сарафанов, дополненные жилетками, вторая тема - исторический костюм, и в завершении прекрасные нимфы в полупрозрачных платьях."
Несколько фото:





и вот ссылка ulybka6
Записан

Belleza

  • Старейшина
  • **
  • Благодарности 6570
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2315
Re: Просто интересно!
« Ответ #627 : 24 Февраль, 2015, 13:25:11 »

Ира, как красиво!  rabotaet Благодарю за ссылку!  poseluy2 poseluy2
Записан

Nika

  • Кандидат в Старейшины
  • *
  • Благодарности 3447
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 1248
  • Я дышу и значит я люблю, я люблю и значит я живу.
Re: Просто интересно!
« Ответ #628 : 24 Февраль, 2015, 15:40:02 »

Ира  rabotaet спасибо, особенно мне понравился последний наряд   ulybka5
Аня, спасибо за статью, для меня это было удивлением  sharynalob впервые слышала  aga интересный обряд  ulybka5
Записан

И р а

  • Платиновый Столп
  • *
  • Благодарности 12266
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 6548
  • Всё есть
    • Эксклюзивные вязанные вещи
Re: Просто интересно!
« Ответ #629 : 25 Февраль, 2015, 09:47:52 »

Из писем гитлеровского солдата Эриха Отта. Ноябрь 1942 года:

"Мы надеялись, что до Рождества вернёмся в Германию, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов! Сталинград - это ад! Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха. Матросы, на лютом морозе, идут в атаку в тельняшках. Физически и духовно один русский солдат сильнее целой нашей роты..."
ссылка
Когда жила в Волгограде, посмотрела в музее... А это только музей и экспозиции! Плакать охота. Смешение чувств - гордость за свой народ, что принадлежу ему и понимание тягот, выпавших им во время войны, проявленного народом героизма.
Записан